Содержание

Предыдущий раздел! Следующий раздел!

       

1.2. Определение автоматизированной системы

Содержание
1) Понятие автоматизированной системы.
2) Процессы, протекающие в автоматизированных системах.

_________________________________________________________

      1) Понятие автоматизированной системы
 

Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
      Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.
     Элемент системы – неделимая элементарная часть системы. Совокупность элементов, имеющих определенное функциональное назначение и состоящих из взаимосвязанных элементов, называют подсистемой.

         

Замечание: Представление некоторой системы в виде элементов и подсистем зависит от уровня и степени детализации. Это особенно проявляется при рассмотрении сложных систем. Например, на верхнем уровне детализации в системе управления производством можно выделить следующие подсистемы: экономическую, логистическую, производственную, энергетическую и т.п. В то же время каждую из названных подсистем можно рассматривать как самостоятельную систему. На следующих, более нижних уровнях детализации, в качестве самостоятельной системы может рассматриваться, например, система  охранной сигнализации или система утилизации производственных отходов и т.д.


      Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.
      Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы.

      Приведем определения в соответствии с
ГОСТ 34.003-90 [2]:

Автоматизированная система; AC: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

В зависимости от вида деятельности выделяют, например, следующие виды АС: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и др.

В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ делят, например, на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и т.д.

 

 Дадим более развернутое определение. АС - совокупность персонала, технических и программных средств, математических методов и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом в соответствии с заданной целью.

В составе АС выделяют:
- основную часть, в которую входят информационное, техническое и математическое обеспечение; и
- функциональную часть, к которой относятся взаимосвязанные программы, автоматизирующие конкретные функции управления.

В современном понимании автоматизированная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
    В нормативно-правовом смысле автоматизированная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].


      2) Процессы, протекающие в автоматизированных системах

    Информационный процесс – «процесс создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации» [Закон РФ «Об участии в информационном обмене» от 04.07.1996, № 85-ФЗ].
      Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в различных видах автоматизированных систем [Закон РФ «Об участии в информационном обмене»].
      В нормативно-правовом аспекте документ определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
      Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы.

Процессы, обеспечивающие работу автоматизированной системы любого назначения, условно можно представить состоящими из следующих этапов:

Процессы реализуются с помощью процедур, реализующих тот или иной механизм переработки входной информации в конкретный результат.
      Различают следующие типы процедур:
1. Полностью формализуемые, при выполнении которых алгоритм переработки информации остается неизменным и полностью определен (поиск, учет, хранение, передача информации, печать документов, расчет на моделях, алгоритм управления исполнительным устройством).
2. Неформализуемые процедуры, при выполнении которых создается новая уникальная информация, причем алгоритм переработки исходной информации неизвестен (формирование множества альтернатив выбора, выбор одного варианта из полученного множества).
3. Плохо формализованные процедуры, при выполнении которых алгоритм переработки информации может изменяться и полностью не определен (задача планирования, оценка эффективности вариантов и т.п.).


      Информационные процессы реализуются с помощью информационных процедур, реализующих тот или иной механизм переработки входной информации в конкретный результат.
     Процессы создания и поддержки автоматизированных систем: разработка и настройка системы на выполнение определенного класса задач, администрирование (поддержка службы доступа, прав пользователей), обработка запросов; поддержание целостности и сохранности информации; периодическая ревизия информации; автоматизация индексирования информации и др.

      В целом автоматизированные системы определяется следующими свойствами:
1) при построении автоматизированной системы необходимо использовать системный подход;
2) любая автоматизированная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе принципов теории систем;
3) в автоматизированную систему должен быть заложен принцип дальнейшего развития и расширения (расширяемость, масштабируемость);
4) выходной продукцией автоматизированной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
5) автоматизированную систему следует рассматривать как человеко-машинную систему обработки информации и управления.

      Использование автоматизированных систем может служить для эффективного решения следующих основных задач:
    • получение более рациональных вариантов решения задач управления за счет внедрения математических методов;
    • освобождение работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
    • повышение достоверности информации, на основе которой принимаются решения;
    • совершенствование структуры информационных потоков (включая систему документооборота);
    • уменьшение в целом затрат на производство продукции (включая информационные).

 

Замечание: Следует сказать, что разработка и внедрение автоматизированных систем, особенно на первых этапах, требуют значительных материальных ресурсов. Это связано с закупкой средств вычислительной техники и программного обеспечения, набором обслуживающего персонала или повышением его квалификации, повышением общей культуры производства и его подготовкой к задачам информатизации и многих других факторов. Все это в значительной степени сдерживает внедрение современных компьютерных технологий на большинстве отечественных предприятий и организаций.

 

Содержание

Предыдущий раздел! Следующий раздел!

Hosted by uCoz